Ответьте, пожалуйста, на вопрос – из чего состоит песня? Вы, вероятнее всего, улыбнетесь и ответите: «Из куплетов и припевов!» Ответ совершенно верный, но не полный. Куплеты и припевы – это, скорее, части ТЕКСТА песни — стихов. С точки зрения музыканта, певца куплеты и припевы слишком велики, их тоже можно делить на более мелкие части. В музыке, как и в литературе, существует понятие «предложение» — некая законченная (и по смыслу, и гармонически, и интонационно) конструкция, в конце которой ставится музыкальная «точка». Любое музыкальное произведение, как и литературное, разделено на музыкальные предложения, песня в том числе. Но и музыкальное предложение не является наиболее малой конструкцией песни, оно тоже в свою очередь делится – на ФРАЗЫ.
Вокальная фраза – это конструкция из звуков, которую певец поет от вдоха до следующего вдоха, то есть на ОДНОМ выдохе. В физике, например, молекула является мельчайшей частицей вещества. Можно с определенной долей условности сказать, что вокальное произведение состоит для певца из молекул-фраз, как книга из предложений. И, как каждое книжное предложение, фраза имеет свою заглавную букву и свое интонационное окончание.
Вам должно быть совершенно ясно, что ВДОХ является ЧАСТЬЮ ФРАЗЫ. Так же важной частью любой вокальной фразы является ее первый звук. Начало фонации вообще описывают отдельным термином, начальный момент извлечения певцом звука называется АТАКОЙ.
Итак:
Вдох – Атака – Фраза короткая или длинная – Окончание
I__________________________________________I
в течение всей фразы происходит выдох
Известно такое определение атаки звука, данное в «Вокальном словаре»:
Атака — в вокальной методике означает начало звука. Термин применяется к фонации чистых гласных. …
Существует 3 способа атаки :
- твердая атака звука ,
- придыхательная,
- мягкая.
Самая распространенная, используемая в разговоре- твердая атака звука.
При твердой атаке голосовые связки смыкаются до начала выдоха. Это самая распространенная атака, используемая в разговоре, в современном и в народном пении. На ней основано пение в разговорной позиции .
Атаковать твердо возможно всего лишь 6 звуков — гласные А, Э, И, О, У,Ы. Другие гласные, такие как Е, Ю, Я, Ё, на самом деле фонетически состоят из двух звуков: Е — ЙЭ, Ю — ЙУ, Я — ЙА, Ё — ЙО. Первый звук Й такого дифтонга — согласный звук. Выполнить же твердую атаку согласных звуков невозможно.
Как правило, твердую атаку звука можно встретить в темповых, быстрых песнях, где сама мелодия не оставляет певцу времени на атаку мягкую. Если же говорить о вокальных упражнениях, то применение твердой атаки звука необходимо! Эффект «упора в связки», достижимый только при твердой атаке гласной создает опору, ставит голос «на крыло», поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать твердой атакой в процессе выполнения вокальных упражнений!
Прием атаки звука является результатом скоординированной работы системы дыхания певца и мышечного аппарата, отвечающего за работу голосовых складок, но если в классическом каноне от характера атаки зависит характер дальнейшей фразы, и, соответственно, певец связан определенными правилами, то в вокале современном все гораздо демократичнее. Певец волен использовать любой тип атаки, далеко не всегда именно атака определяет фразу, можно расставить в ней динамические акценты в любом порядке (об акцентах чуть ниже) и так далее, и тому подобное. Все зависит от Вашей фантазии, стиля, вкуса. Однако нужно помнить, что любой прием, исполненный технически неверно, принесет больше вреда, и вряд ли будет воспринят публикой как новизна.
Каждый вид атаки будем тренировать последовательно, чтобы понять с чего начинается пение ,чем атаки различаются.
Упражнения
Важно понимать ! Тренируем технический звук, не поем!!!! Мы как бы говорим в ноты .
Звук должен быть тихим, чтобы вы могли почувствовать работу на структуре.
1. Отработка ощущений.
Сначала истинные голосовые связки смыкаются, потом из «разбивает» точный направленный
выдох.
— коротко, легко и резко задержите дыхание
— тихо и точно и коротко прикоснитесь к звуку: «И» Проделайте этот Маневр столько раз, сколько
нужно для понимания своих ощущений.
2.. Отработка начальной атаки
Расслабьте лицо, приоткройте рот, приложите пальцы к своему кадыку и повторите упражнение 1.
Повторяйте его со всеми звуками: и,э,а,о,у. Выбирайте максимально удобные по высоте, звуки.
3. Отработка завершающей атаки
Проделайте упражнение 2 и добавьте к нему точное прекращение звука. Для этого внезапно
прекратите звук, не закрывая рот. Что вы ощущаете под пальцами на шее?
3.Проделайте со всеми гласными: И Э А О У Ы начиная и прекращая звук только
голосовыми связками.
КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ: следите за постоянно приоткрытым расслабленным ртом, следите за
локацией усилия – в центре гортани.
ОПАСНОСТИ: громкий звук, излишние усилия
Тренируйтесь! Совершенствуйте свой голос!
Маневры:
тренировка видео1
тренировка видео 2:
ПРОДОЛЖЕНИЕ здесь
0 Комментариев