Певческое искусство требует не только таланта и техники, но и глубокого понимания работы своего инструмента – голоса. Анализаторы играют в этом процессе ключевую роль, помогая певцам достигать новых высот, сделать голос лучше.
Это системы органов чувств, которые обеспечивают восприятие информации из внешнего мира и её обработку. В контексте вокала они помогают певцу оценивать качество голоса, его высоту, силу и тембр.
Системы органов чувств или как сделать голос лучше.
Виды системы органов чувств в работе с певческим голосом :
- слуховой
- зрительный
- двигательный
- вибрационный
- воздушного давления
Все эти виды составляют сенсорную систему организма. Благодаря им человек сохраняет
ориентацию в пространстве и во времени. Все они влияют на корректировку поведения человека.
Поступающая из них, информация, поступает в головной мозг, и он трансформирует поведение
человека в соответствии с ней.
Рассмотрим значение и действие сенсорной системы человека применительно к пению, чтобы понять как сделать голос лучше.
Слуховой контроль
В пении используются слуховые анализаторы для оценки точности питча, тембра и динамики своего голоса. Это позволяет корректировать звучание голоса в реальном времени.
Слуховой является главным. Он выступает в роли координатора всех остальных. Развитие его функций лежит в основе развития вокального слуха и является приоритетным показателем качественного пения. Музыкальный слух позволяет петь ,слышать свой голос среди посторонних звуков: фонограмма, пение других и т.п. .Он также позволяет управлять голосом на мышечном и сенсорном уровне.
Слуховые анализаторы позволяют вокалисту определить качество голоса, причину некачественного звучания. Это может быть :отсутствие мышечной работы, недостаточное давление в надставной трубе, низкая синхронизация с вибрационными ощущениями и т.п. Только улавливая подобные «несостыковки» на слух, певец способен здесь и сейчас скорректировать недостающие элементы.
Обычная способность человека СЛЫШАТЬ окружающие звуки еще не является развитым слуховым анализатором в пении.Их необходимо развивать через определенные упражнения, навыки и формы работы с голосом, чтобы сделать голос лучше и чисто интонировать.
Визуальное восприятие:
Зеркало может быть полезным инструментом для контроля за правильной осанкой и дыханием, что важно для поддержания оптимального вокального звучания.
Зрительный анализатор позволяет человеку считывать визуальную информацию, поступающую к нему из внешнего мира. Применительно к пению, он помогает вокалисту считывать внешние проявления мышечных усилий, поступающих от преподавателя, от других певцов, либо от себя самого, отраженного в зеркале. Певец может повторять поведенческие реакции, направленные на формирование и проявление этих усилий. Исполнителю крайне важно видеть визуальные «подсказки» со стороны тренера, потому что на этот момент у него еще сформированы навыки поддержания работы, осуществления баланса, не наработан автоматизм изменения положения подвижных структур голосового аппарата и т.д.
Кроме этого он играет важную роль в восприятии особенностей чтения распечатанного текста песни и координацию управления певческим звуком в соответствии с этим.
К сожалению, как правило, это ведет к нарушению звуковедения. Поскольку работа с напечатанным текстом актуальна на всех периодах певческой работы, начинающих певцов следует учить ПРАВИЛЬНО ВИДЕТЬ текст. Напечатанный текст имеет пробелы и знаки препинания, которые на первом этапе «рвут» и без того неоднородный звук певца. В пении, также, как и в речи, нет пробелов. А напечатанная на листе точка вовсе не является сигналом для прекращения фонации. Именно в этом случае зрительный анализатор играет с певцом злую шутку, тормозя процесс «выравнивания» звукового выдоха.
Проприоцептивные ощущения:
Осознание положения тела и движений, особенно диафрагмы и гортани, помогает певцам контролировать дыхание и фонацию.
Двигательные анализаторы позволяют певцу ощущать динамику движения внутренних мышц при голосовой работе: их подъем, опущение вниз, расширение и сужение голосового аппарата и т.д.
Говоря о них мы вовсе не имеем в виду способность человека приплясывать во время исполнения или иным образом проявлять двигательную активность. Нас больше должна интересовать активность и гибкость мышц ВНУТРИ голосового аппарата.
Однако, и включение в процесс фонации ВНЕШНИХ мышц мы тоже не можем игнорировать. Баланс между активностью внутри голосового аппарата и поддержание расслабления в более крупных мышцах нам тоже крайне важен. При начальном этапе работы важным инструментом в выработке формирования навыка БАЛАНСА необходимо использовать алгоритмы, способствующие пониманию, развитию и закреплению этого навыка. На этом этапе перенос мышечного напряжения на более крупную группу мышц обычно хорошо визуализируется: певец
время от времени может совершать энергичные движения руками, ногами, корпусом и т.д. Со временем он научится чувствовать нужную группу мышц в том или ином случае, и движения его становятся все менее видимыми внешне: певец приобретает способность «подключать» для поддержки звука только НУЖНЫЕ ГРУППЫ МЫШЦ, исключая хаотичное размахивание, например ,руками.
Тактильные ощущения
Осознание вибрации и резонанса в различных частях тела помогает певцам управлять резонаторами и улучшать качество звука
Вибрационные анализаторы (виброрецепторы) дают возможность физически почувствовать колебания звуковой волны и частотность пропеваемого тона. На этот тип полезно обращать внимание при работе с «гудошниками» или при начале работы с многоголосием, когда певцы еще плохо ориентируются в «удержании партии». Своеобразная «синхронизация» вокальных усилий певца с частотой пропеваемого тона возможна при обращении последнего к вибрационным ощущениям, возникающим в его теле при фонации.
Именно виброрецепторы, вернее, умение певца контактировать с теми ощущениями, которые они создают, лежит в основе пресловутого «попадания в резонаторы», подключение консонаторов (усиление звуковых колебаний путем «подключения» вибраций торса и ребер).
Рецепторы воздушного давления (барорецепторы) помогают определить количество поступающего в рабочую зону голосового аппарата, выдоха, и грамотно расходовать его.
Давление воздуха создается ПОД голосовыми связками и НАД ними. Соотношение того и другого вида воздушного давления в пении получило название ИМПЕДАНС. Практика показывает, что это соотношение разное на разных участках диапазона. Способность певца координировать это соотношение в зависимости от высоты пропеваемых нот, существенно помогает сделать голос лучше.
Эмоциональный отклик
Восприятие и передача эмоций через голос является важной частью выразительности исполнения.
Применение анализаторов для развития певческих навыков
- Упражнения на слух: Работа с музыкальным инструментом или приложениями для настройки голоса может помочь улучшить слуховое восприятие.
- Запись и анализ исполнения: Слушание записей своего пения и анализ ошибок способствует более быстрому прогрессу.
- Упражнения с фокусом на ощущения: Практика пения с акцентом на ощущения в теле помогает развить внутреннее восприятие и контроль.
Системы органов чувств могут помочь улучшить множество аспектов певческой практики. Вот некоторые из них:
- Четкость и артикуляция: Разминка голоса и упражнения на артикуляцию помогают улучшить произношение и ясность слов при пении.
- Контроль дыхания: Упражнения на дыхание укрепляют выносливость и помогают певцам дольше поддерживать фразы без потери качества звучания.
- Разогрев диафрагмы и голосовых связок: Подготовка этих мышц перед пением способствует предотвращению травм и улучшению контроля над голосом.
- Улучшение диапазона: упражнения помогают певцам четко брать высокие и низкие ноты, увеличивая гибкость голоса.
- Регистры: Понимание и работа с различными регистрами, такими как грудной, головной и смешанный, помогают певцам лучше контролировать свой голос и сделать плавные переходы между нотами.
- Стили и техники: Изучение различных техник, таких как вибрато, может помочь певцам развить уникальный стиль и улучшить выразительность исполнения.
- Практика и анализ: Запись своего пения и последующий анализ помогают певцам выявлять слабые места и работать над их улучшением.
Заключение
Использование системы органов чувств в певческой практике открывает певцам путь к более осознанному и технически совершенному исполнению. Осознание и тренировка своих анализаторов может значительно улучшить качество пения и выразительность исполнения.
0 Комментариев