Пение любого человека, находящегося в комфортных условиях, когда он ничего не боится и ничего не стыдится всегда уверенное, с хорошим качества голоса. Дело в отсутствии психологических и мышечных зажимов.
Однако чаще всего ему приходится преодолевать волнение. Существует также ряд обстоятельств личных и внешних. Данные обстоятельства способны вывести певца из комфортного состояния и вызвать проблемы с голосом.
Кроме того привычное мышечное напряжение, свойственное многим людям -это еще один фактор, который вмешивается в процесс пения.
Современный человек постоянно находится в состоянии напряжения, держа себя наготове . Необходимость сдерживать свои отрицательные эмоции в ответ на возникающие проблемы, страхи не достичь желаемого и т.п., становятся стрессом, а, следовательно, приводит к зажимам.
Чаще всего зажимается шейный отдел, что оказывает огромное влияние на качество пения.
Это большая проблема не только для вокалистов. Когда обычный человек из-за отсутствия расслабления впадает в стрессовое состояние, он начинает испытывать серьезные проблемы со здоровьем.
Важно то, что находясь уже в состоянии стресса, мы не чувствуем этого, настолько привычным нам кажется напряжение спины, шеи, грудной клетки.
Виды мышечной работы в пении
Динамическая – в широком смысле, это активное двигательное напряжение мышц. Если мы долго ходим, бегаем, плаваем и т.д., то через определенное время начинаем чувствовать усталость и желание отдохнуть. В зависимости от интенсивности движений, наших привычек и возможностей, такую мышечную работу мы можем производить от нескольких минут до нескольких часов. В ней участвуют различные группы достаточно больших опорных мышц: ног, рук, спины, пресса и т.д. Они долго накапливают усталость, поэтому осуществлять их нагрузку мы можем вполне продолжительное время. Но после нее нам требуется адекватный отдых: они долго накапливают усталость, и потом так же долго ее «отдают».
Голосовые , как и мышцы других структур вокального аппарата, очень малы. Поэтому они накапливают усталость, практически, мгновенно. Зато потом быстро способны ее сбросить. Если, конечно, певец помнит об этом и дает им такую возможность.
Считается, что одной из определяющих способностей певца является его умение контролировать и вовремя «сбрасывать» или «переключать» напряжение, возникающее внутри его аппарата в процессе пения.
Статическая – в более понятном смысле, это удержание своего тела в определенном состоянии некоторое время. На этом принципе основаны асаны йоги.
Мы не двигаемся, но это не значит, что наши мышцы бездействуют. В этот момент их задача: удержание равновесия, поддержание положения тела и т.д. Мы не можем находиться в одной и той же позе долго, как бы комфортно изначально не устроились в кресле или на кровати. Через некоторое время нам хочется поменять позу или перевернуться с боку на бок. Следовательно, она тоже приводит к их усталости .
Когда мы поем, в производстве фонации, в зависимости от стилистических и исполнительских задач, участвуют разные группы мышц певческого аппарата. Некоторые из них «отдыхают». Певец должен научиться определять, какие конкретно, структуры, в определенный момент выполняют динамическую работу, а какие – статическую (т.е. не
задействованы напрямую) и контролировать это состояние при пении.
Например, ложные связки: во время пения их активность вовсе нежелательна, не так ли?
Таким образом, привыкая контролировать данные виды напряжения внутри певческого аппарата, мы тренируем, так называемое, мышечное чувство, которое, впоследствии, переходит на уровень навыка (рефлекса) .
Привычная – в общем смысле это та, которую мы делаем «на автомате», например: почесываемся, откидываем назад волосы, наша походка, почерк и т.д. Все эти привычки приобретаются нами в процессе жизни, переходят в неконтролируемый, спонтанный режим.
В пении у нас тоже формируются определенные привычки. Их особенности связаны с огромным количеством факторов: национальные особенности, пример родителей и окружения, музыкальные приоритеты, наличие вокального обучения или отсутствие такового, квалификация педагога по вокалу и многое другое.
В результате всего этого у разных людей формируются свои представления о том, что значит – пение. Не все такие привычки хороши, к сожалению. Но именно с ними и приходится бороться, когда стоит задача «поставить голос» и пение на опоре. Технически, это то же самое, что изменить почерк или походку.
Мы не можем просто «убрать» вредную привычку, мы можем только заменить ее другой, которая больше подходит для фонационной деятельности. Иначе чуда не произойдет.
Мышечная работа и пение на опоре.
Новая – условно говоря, это та деятельность, которая производится при обучении чему-то принципиально новому. Вспомните, как вы когда-то учились ходить, писать, говорить… Изначально каждое новое движение дается с огромным трудом. Но чем больше и чаще мы совершаем новые для нас, движения, тем меньше мы тратим усилий на их выполнение.
В процессе производства голоса при тренировке мышечного чувства, изначально тоже тратится огромное количество усилий. Но это временные трудности. Процесс управления данного чувства немногим отличается от процессов управления ногами и корпусом при обучении езде на велосипеде или гребле на байдарке.
Разница лишь в том, что мышцы вокального аппарата нам не видны, поэтому на управление ими при пении потребуется чуть больше времени, только и всего.
Внутренние мышцы.
Внутренними принято считать истинные голосовые связки и мышцы структур
ВНУТРИ гортани.
Изучите рисунок, найдите на нем некоторые, уже известные вам, структуры:
Aryepiglottic muscle – сфинктер черпало-надгортанный (СЧН)
False Cords – ложные связки
Vocal Folds – истинные связки
Внешние мышцы.
Внешними считаются мышцы лица, шеи, спины, груди.
Познакомьтесь с ними.
рисунок 1
На рисунке вы видите грудинно-ключично-сосцевидную, она яркая
здесь (sternocleidomastoid muscle) Подключение ее к производству голоса позволяет сделать область гортани шире, за счет чего звук при пении становится объемнее.
рисунок 2
Здесь вы видите мышцы рта, частично, нижней челюсти и фрагменты шеи. Они мелкие и мы не ставим задачу все их обозначить и выучить. Важнее понять, что все они соединены между собой и движение или напряжение любой их этих групп при пении неизменно вызывает «ответ» у «соседей».
Каким он будет? – вопрос техники.
На этом рисунке вы видите группы мышц торса, которые также оказывают важное
влияние на качество голоса в пении.
Они крупные , подключение их к процессу производства певческого звука, делает его гораздо мощнее.
На данном рисунке нас интересуют Intercostal muscles (Межреберные ),
External oblique muscles (внешние косые ).
На следующем рисунке нас интересует Trapezius muscle (трапецивидная )
Важнейшую роль при активизации торса при усилении звука в пении играют Musculus quadratus lumborum (лат. Квадратные ) и Musculus latissimus dorsi (лат. Широчайшая).
Умение включать данные мышцы в пении позволяет певцу генерировать плотное, мощное звучание, независимо от положения его корпуса в момент пения.
Многие понимают это как пение на опоре ,но в современных методиках данное действие называется «Анкеровка», что дает более точное и правильное понимание процесса.
0 Комментариев