У всех вокалистов разная форма, разная длина составляющих элементов голосового аппарата: хрящей, мышц, мышечной системы, связок, которые участвуют в процессе вокализации.
Разбираем физиологический аспект. Не помешает при проблеме зажима консультация фонопеда или фониатора. Фонопед в данном случае лучше.
Фониатор, для тех, кто не знает, это врач, который занимается органами звукоизвлечения, речь и вокал, вокально-речевыми проблемами, а также заболеваниями, воспалениями в этом органе.
Фонопед – это человек, который решает маленькую задачу, маленькую проблему – вернуть фонационный процесс к жизни или сбалансировать этот фонационный процесс.
Потому что во многих случаях, например во время гипертонусной дисфонии которая возникла после болезни трохеитом , всё воспалено, и поэтому дисбаланс в аппарате. Певец пытается прорваться сквозь несмыкание связок.
Но чтобы их сомкнуть пережимает сильнее, голос становится резкий, неприятный, металлизированный.
Это тоже зажим.
Отсутствие вибрато – это тоже зажим.
Поэтому в данном случае, фонопед – это человек, который знает техники работы именно над балансировкой. Он не занимается диапазоном, не занимается сугубо вокальным дыханием или какими-то техническими приёмами пения интервалов, пассажей. Он вам даст, если вы обратитесь, конкретно на маленьком этапе правильную координацию мышц, которые дадут правильный, спокойный, свободный звук к началу вашей работы в целом.
Физиология голосового аппарата и вокальный зажим
Замок который открывает челюсть играет большую роль именно для вокала.
Для говорения, в принципе, нет. Можно говорить когда она поджата, замок полуоткрыт, как Вам удобно.
Для вокала открывание должно быть полным .Это очень важно — её необходимо открывать.
Упражнение 1
Выполняется с закрытым ртом. Открывание челюсти для вокала будет происходить не углом, а полочкой, похоже на бульдожью пасть.
Челюстной замок, он как бы вынужден сильно разомкнуться, и тогда она опустится целиком полочкой параллельно полу.
Сделайте вдох. Тут воздух не важен, но всё-таки важно, чтобы вы не задохнулись в процессе открывания . Поэтому вдохните. На задержке попробуйте ощутить её тяжесть, как будто бы она «отвалилась» параллельно полу. Скажите таким образом :А, Э, И, О, У . Это вокальные позиции.
Несколько раз так поделайте. Спокойно, не надо её насильно туда-сюда толкать. Ощутите. Это мышечная память, которая вам потом будет напоминать, как это было, как комфортно это было. Вложите гласные в эту открывшуюся полость.
Упражнение №2
Нижняя челюсть, а также корень языка, это две области, которые должны быть независимы от звука.
Нижняя челюсть и корень , сам язык в частности не должны быть привязаны к звуку как к спасательному кругу. Как только они освободятся, вы почувствуете, какая свобода пошла, как звук отвязался наконец от ваших мышц и костей. Он становится полетным, совершает какие-то движения, перестает быть закостенелым. Потому как область» замка» — это область злости. Перестаньте злиться и начинайте красиво петь.
Язык должен прилепиться к верхнему твёрдому нёбу, а челюсть опускается и поднимается независимо от него в свободном своём режиме. Она просто шамкает, жуёт.
Можно двигать ею, а язык вверху на верхнем нёбе прилеплен.
Проблема в том, что у Вас может не получиться, так как он всё время отлипает, и что с этим делать?
Надо сначала пощёлкать им, поцокать как лошадка. И тогда он понимает, как можно прилепиться к твердому небу на этом движении, как будто он сейчас будет щёлкать , но застыл в этом поднятом положении. Вот тогда можно двигать ею. Не спешите! Тренируйтесь!
Зачастую мы очень быстро хотим получить результат.
Вокал – это процесс, его невозможно ускорить. Очень много координаций нужно запомнить и всё это одномоментно выполнять. Поэтому вокальный зажим – это сложнейшая психофизическая система, которую надо понять, освоить и довести до автоматизма. На это потребуется определенное время.