Анкеровка торса в пении – это техника, которая помогает певцам управлять дыханием и поддерживать стабильность голоса.
В контексте EVT (Estill Voice Training), анкеровка включает в себя использование торса для создания оптимального давления воздуха, необходимого для качественного звучания голоса. Это может включать работу с диафрагмой и другими мышцами, участвующими в процессе дыхания.
Вот некоторые ключевые моменты, которые стоит учитывать при анкеровке торса в пении по методике EVT:
- Работа с диафрагмой: Правильное использование диафрагмы помогает контролировать поток воздуха и поддерживать давление, необходимое для мощного и стабильного звучания.
- Релаксация: Важно научиться расслаблять мышцы, которые не должны быть напряжены, чтобы избежать утомления голоса.
- Поддержка: Использование данных мышц для поддержки голоса позволяет певцу дольше сохранять силу и ясность звучания.
- Практика: Регулярные упражнения на анкеровку способствуют улучшению контроля над голосом и увеличению его гибкости и мощности.
Мышцы торса помогают сделать голос мощным.
На картинках изображены мышцы торса, которые помогают сделать голос мощным.
Как работает поддержка звука?
Для более глубокого понимания и освоения этой техники привожу отрывок из книги вокального тренера Евгении Ординой «Записки вокального тренера»
«Поддержка» — некое действие, заставляющее нас непроизвольно выпрямляться. То есть это действие, направленное наверх.
Итак, мы знаем, что в нашем аппарате есть три отдела:
- легкие и торс, которые отвечают за мощность нашего голоса;
- шея и гортань — источник ;
- голова, которая звенит и резонирует.
Хотя резонаторные полости, хочу вам сказать, находятся и внутри гортани. И когда в прошлый раз мы «подключали» нос, мы почувствовали, что наш голос приобрел определенные качества: он стал более объемным. Когда «подключали» голову и шею, мы услышали и почувствовали, что голос обрел достаточно звонкие обертоны. Так вот, там, внутри гортани, тоже есть резонаторные пазухи. И когда вы «подключаете» нос или поддержку шеи и головы, вы их немного раскрываете и делаете более мышечно активными (жесткими), звук в них попадает, и получается дополнительная вибрация. Ничто ниоткуда не берется, все очень логично и объяснимо с точки зрения той же анатомии. Но скорее здесь биомеханика, потому что мы говорим о каком-то движении.
Что касается торса… Мы хотим, чтобы голос был мощный, — и что мы делаем? Мы пытаемся его «родить». Чтобы усилить мощность и сделать голос громче, мы прибегаем к напряжению мышц среднего отдела нашего аппарата (гортани). И это досадная ошибка! Как раз там нам нужно поддерживать комфортный номер вокально-мышечных усилий, который где-то около 4 по вашей 10-балльной шкале! Мы работаем с нашими ощущениями в первую очередь. Иногда нам нужен голос гораздо более мощный, чем на 4! Вспомним, что у него еще есть энергетика: бэлтинг, микст, твенг… звуки такого порядка… Там прям — э-э-э-эх как громко и мощно! Как же 4? Что же с голосом будет? Давайте так: если вам нужен более мощный голос — вы должны подключить МОЩНОСТЬ. Если вам нужен звонкий, яркий звук — вам нужно «подключить» голову.
Мощность, громкость и звонкость не имеют ничего общего с объемностью голоса, как бы странно и обидно это ни звучало.
Вот, кстати, некоторые говорят: «Я не могу вытащить ученику звук „вперед“, у него он заваленный». Ну, тут понятно: если такой эффект, у него просто корень языка завалился в глотку и поэтому такой результат. Звук «вперед» делается на очень «короткой» гортани. Об этом не сегодня, но суть в том, что он, сделанный на очень высокой гортани при сужении ее верхнего входа. Вот тут голос сразу идет вперед и звенит. И никакими другими манипуляциями , никакой дикцией, никакой артикуляцией вы не достанете звонкий «близкий» звук, если у вас там такая длинная труба (низкая гортань).
Итак, мощность…Голос может быть мощный, но плоский. Мощный, но узкий. А нам надо, чтобы он еще и объемно звучал. Смотрите, стройная система: мощность, источник, звон. Если вам нужно и мощность, и звон — мы «подключаем» два отдела (торс и голову) к источнику голоса, и работает три. Остается простой вопрос: а как?
Вот смотрите: подключение торса… Очень часто говорят: опора в диафрагму. Потому что путаются в обнаружении «очага» усилия, его центра, если хотите. Долго бытовало мнение, что этот центр усилия находится в животе, и дули туда. На самом деле он находится в другом месте — в спине. И в прошлый раз я говорила, что на самом деле мы чувствуем определенным образом нашу брюшину, потому что мы не распадаемся на молекулы. И напряжение в какой-то одной части нашего тела неизбежно ведет к «ответу» близлежащих в другой части тела. Напрягите торс — и в любом случае, так или иначе почувствуете, что у вас есть живот. Это нормально. Ощущения знакомые, но постарайтесь мысленно перенести очаг усилия в район спины между лопатками. Сразу захотелось приосаниться, да? Если сможете, проведите несложный эксперимент: протяните некий удобный звук, попеременно «подключая» то очаг усилия в животе, то — в спине. Даже при самом неумелом выполнении этого маневра вы почувствуете разницу между опорой и поддержкой звука.
Итак, наш торс включает мышцы груди и спины. И это не только легкие, это межреберные , косые мышцы спины и живота, лопаточная зона, верхняя и средняя части трапециевидной , широчайшая мышца спины, которой «играют» на публику мальчики-бодибилдеры… Когда мы делаем нужное усилие, наш позвоночник как бы вытягивается в длину. По сути, вся работа сосредоточена на спине. Попробуйте, как заправский бодибилдер, молча напрячь широчайшую мышцу спины, этакие «крылышки» под мышками — и если получится, сразу почувствуете, что ваша спина — вполне себе рабочая зона. А если со звуком — то еще и актуальная!
Как я уже говорила, нам нужны какие-то триггеры для того, чтобы научиться ощущать себя, производить мощный голос, ведь их приходится «искать» зачастую в странных и неизведанных местах.
Триггер от привычной всем нам вокально-педагогической аллегории отличается своей конкретной направленностью на точность выполнения действия и достижения ощутимого понятного результата этого действия. Если я скажу: «Представь себе, что поднимаешь что-то тяжелое», — это аллегория. А если скажу: «Вы стоите в душе голяком, нагнулись за мылом, и вдруг вам прямо между лопаток прилетает большая капля ледяной воды» — ваша реакция? Как среагирует ваш организм? Так вот именно эта точка работает там, где надо. Вот это — центр того усилия, который даст вашему голосу необходимую энергию для того, чтобы он летел, включился механизм. Это триггер. Но такой триггер действует не на всех, к сожалению. Поэтому вокальному преподавателю нужно таких иметь в своем арсенале несколько.
Например: представьте, что у вас в подмышках по огромному апельсину. И вам одним точным движением нужно выдавить из них весь сок. Одно мощное резкое движение, при котором локти НЕ ПРИЖИМАЮТСЯ к бокам.
Еще: представьте, что вы на вытянутых руках держите чугунную кочергу. Одним мощным движением вам нужно попытаться ее согнуть. Ну во всяком случае попытаться. Не подтягивать ее к себе, не отжиматься на ней — согнуть кочергу нужно в «бараний рог». Плечи ВСЕГДА идут вниз и назад!
Некоторым помогает триггер с футбольным мячом. Представьте, что мяч летит прямо вам на грудь и вам нужно одним точным, едва заметным, но мощным движением его отбить. Футболисты так часто делают, это многие видели.
Триггеров много, и мне важно, чтобы вы поняли, какие ощущения вы должны зафиксировать. Своим студентам, когда они затрудняются почувствовать это точное, но скрытое движение, я упираюсь своим кулаком между лопаток, и когда нужно «открыть» звук на второй фазе звука, я тихонько, но ощутимо тычу кулаком их в зону между лопатками. Здесь важно, чтобы при этом студент не делал движения «от меня», вперед. Он должен буквально остаться висеть на моем кулаке.
Можете попробовать сделать это упражнение без голоса , просто сосредоточившись на мышечных ощущениях. Вспомним опять о вашей 10-балльной шкале. То есть 1 — это вы спокойны, «возьмите кочергу», «положите в подмышки апельсины» и т. д. Помните, что смена двух состояний: расслабленного и мышечно активного — должна происходить РЕЗКО. Итак, 1–10! 1–10! Какие мышцы работают? Что вы чувствуете? В каких местах вы ощущаете их подключение ?
Есть еще один вариант упражнения, когда человек встает в позу буквы «Г» и на второй фазе звука резко выпрямляет зону лопаток так, чтобы туда можно было поставить, например, стакан. Я так делаю на своих тренировках со студентами, это весело. Если у кого-то из вас есть сомнения, правильно ли вы выполняете маневр, проделайте это упражнение. Потому что стоя мы иногда начинаем задирать плечи, дергать корпус и т. д.
При знакомстве с очередным маневром необходимо до тех пор предлагать ученику триггеры, пока не попадете точно в цель. А контролем такого попадания будет являться точное выполнение учеником маневра, с которым вы работаете.
Попробуйте сделать это с голосом. Итак, первая фаза расслабленная, вторая — мышечно активная. Первая фаза — 1 по вашей 10-балльной шкале, вторая фаза — 10. И смена этих двух фаз должна происходить внезапно. Как будто вы резко ударили ладонью по выключателю. Это не потягушки. И не крещендо. Это как бросок кобры.
Обратите внимание, что во второй фазе звук не нужно «рожать». Ваш маневр уже его дал, и ваша вокальная задача — сохранить это вокальное ощущение, чтобы ваш голос — именно такой — пожил подольше. Я говорю своим ученикам: продлите жизнь своему звуку! Не давитесь им на второй фазе. Представьте эффект Матрицы: застыла птица в полете, кто-то чашку до рта не донес в кафе… Вот такая история… Дайте ему отзвучать! Замрите и оцените ощущения.
Как же понять этот феномен? Мы вроде бы напрягаемся, верно? Но если мы, сделав активное движение, продолжим давить, мы все загубим. Это ошибка. Получается, что у нас в данном конкретном напряжении должна быть заключена и изрядная доля последующего расслабления. Своим студентам я говорю так: представь, что твой позвоночник — это швабра. А ты — тряпка на этой швабре. То есть позвоночник — это столб, очень ощутимо плотный, как стержень, а ты на нем как тряпка на этой швабре… Кстати, довольно удачный триггер.
Меня часто спрашивают, почему у того, кто начинает делать этот маневр, вторая фаза его не такая мощная, как у меня. Ребятушки, я занимаюсь этим много лет и уверяю вас, что когда вы позанимаетесь этим какое-то время, у вас тоже вторая фаза будет гораздо более убедительной. Она также будет гораздо более интересной, если вы будете выполнять рекомендации. Во-первых, разница между первой и второй фазами по мышечному усилию должна быть существенной — это раз. Почему я говорю: 1–10, а не 1–2 или 1–3? Или даже не 1–5? Для ощутимого эффекта я сейчас вам предлагаю делать 1–10.
И второй момент; если его упустить, тоже не достигнешь результата. Это резкая смена двух состояний. Мгновенная. Если точно выполнять алгоритм этого маневра, то все получится круто. И чем дальше, тем интереснее по голосу. Это происходит достаточно быстро, потому что вы обращаетесь к своим ощущениям . Никто, кроме вас, ваши собственные ощущения не сможет оценить!
Возможно, кому-то не срезонирует триггер «тряпка на швабре», но у меня занимается много людей, и в целом всем понятно, возможно поможет и вам. Главное — помнить, чего не надо делать: не нужно продолжать давить. То есть вы его сделали и как бы просто остались в голосе второй активной фазы, «повисли на своем позвоночнике», хорошо понимая, что этот звук «держит» вас изнутри.
И вот мы подбираемся к одному очень интересному феномену, с которого я сегодня начала разговор на тему: если мы не будем правильно понимать, как на самом деле работает этот механизм, мы можем «запереться» в один прекрасный момент. Смотрите, вообще есть несколько интересных состояний, когда мы, чтобы расслабиться, должны напрячься! Тот, кто давно смотрит мои эфиры, помнит, что я уже это проговаривала. И вот этот дуализм присутствует во многих вокальных процессах. Например, зажим гортани. Что это такое? Это несанкционированное мышечное напряжение, приводящее к сжатию ложных связок. Сколько в тот момент у вас там работенки? Однозначно много, поэтому и зажим приключился. Что нужно сделать, чтобы убрать это состояние? Нужно раскрыть ложные связки. Нужно раскрыть их в разные стороны, убрать зажим. Как же это сделать? Нужно совершить дополнительное локальное усилие, чтобы их раскрыть. Представляете — там и так все напряжено, а мы еще предпринимаем усилие! Но только тогда этот зажим уберется! Не расслабиться мы должны! Можно сколько угодно расслабляться — толку не будет.
Ко мне ходила заниматься одна женщина, у которой была серьезная психологическая травма. И у нее никак не снимался этот зажим никакими расслаблениями, вином и свечами на уроке. Не снимается это просто так — это вопрос контроля вокально-мышечных усилий, нравится нам это или нет. Так вот какая петрушка получается: мы должны совершить его, чтобы снять ! Есть понимание? И для того, чтобы сделать поддержку голоса правильно, мы тоже должны совершить усилие — чтобы расслабиться. Но позвоночник, напомню, при этом должен быть очень «настойчивым», я бы так сказала. И вот здесь происходит очень интересная штука: расслабление само по себе не получится. Нельзя просто так взять и расслабиться во время производства голоса.
В пении идет постоянная работа , особенно в районе гортани, потому что именно там происходят все главные процессы по рождению голоса. Там идет постоянная разноплановая движуха, мышцы работают, взаимодействуют, накапливают усталость и т. д. Ее нужно постоянно сбрасывать. Большие (руки-ноги) дольше держат нормальное рабочее состояние. Нам, чтобы устать, нужно пройти пару километров в гору, чтобы ноги отвалились. Но и привал у нас будет тогда часа три, пока эти большие руки и ноги , которые накопили эту усталость, ее отдадут. А голосовые связки очень маленькие. Они очень быстро накапливают напряжение, но так же быстро и отдают ее. Нам нужно просто успевать это дело сбрасывать.
И мы подходим к очень интересному моменту: нужно ли, производя мощный голос растопыриться и напыжиться и удерживать это ощущение до конца песни? Нет, это не так работает. Подключение анкеровки или головы — это такие периодические включения там, где надо. Если держать это состояние постоянно — будет такой «запор», что дальше ехать некуда. И хочется подчеркнуть вот что: всякий раз, отрабатывая маневры, я говорю: первая фаза какая? — расслабленная! Вторая фаза какая? — мышечно активная. Сочетание этих двух параметров — расслабления и мышечной активности — дает нам очень хороший инструмент для работы со своим певческим голосом. Но! К сожалению, сбрасывать напряжение мы умеем еще меньше, чем включать мышечную активность в нужном месте…
Напомню, мы по жизни очень напряженные люди. У нас у всех практически есть хондроз шейного, грудного отделов позвоночника, что делать — жизнь такая… В таком состоянии петь нельзя, невозможно. Нам нужно учиться расслабляться, т.е. сбрасывать излишнее мышечное напряжение. Вспомните: для того чтобы снять, например, зажим с гортани, нужно раскрыть ложные связки, а для этого нам необходимо совершить некоторое определенное усилие в нужном месте. Подобное же усилие нам необходимо предпринять, чтобы расслабиться, то есть сбросить напряжение с внешних больших мышц. И вот это странное на первый взгляд действие и является тем, что называют поддержкой .
Когда разгневанные недоверчивые коллеги спрашивают меня: «Ну так как же это делается?! Можете объяснить в двух словах?!» Честно? — Стараюсь. Вот я вам сейчас объясняю, в чем заложен механизм поддержки хорошего комфортного мощного голоса, однако уверена, что у вас уже мозги кипят. Понимаете? Давайте-ка еще раз вникнем в это дело…
Мы можем пройти намного больше, если периодически будем присаживаться передохнуть. То есть если мы понимаем, что нам предстоит пройти какой-то конкретный длинный путь, то мы должны понимать, что у нас тут — привал, тут — привал и тут — привал. Тогда мы проходим этот путь. А когда поем — это тоже некий путь, в котором задействована мышечная активность, — мы о «привалах» не думаем. Наши маленькие вокальные связки накапливают напряжение очень быстро. И фраза «Начал за здравие, закончил за упокой» как никакая другая характеризует пение многих исполнителей. Начал вроде ничего, но под конец — сдулся. Так теперь вы можете точно знать, почему так происходит. Накапливается мышечная усталость в аппарате, он ее не сбрасывает, она растет, и в конце концов мы получаем классический зажим. А все самые красивые ноты и кульминации, как правило, в конце песни! А человек, подходя туда, начинает кукарекать.
Итак, существуют три очень важных момента, которые позволяют нам работать с поддержкой . Это расслабление, наша реакция и баланс. Вот три этих умения помогают нам полученные знания по поддержке голоса привести в соответствие.
Расслабление — это некое принудительное действие, которое заставляет нас в первую очередь помнить о том, что мы периодически должны «сбрасывать до комфортного». Не просто «я сейчас расслаблюсь» — не расслабитесь! Это действие, которое можно и до́лжно научиться измерять. Действие, которое нельзя измерить, — не работает. Давайте прямо сейчас МОЛЧА совершим усилие в голосовом аппарате до 10, а потом сбросим до комфортного. Сбросить — это не упасть на пол, как сноп. А прийти в то состояние, которое активно комфортно. Помните, это где-то 3–4 по 10-балльной шкале. Итак, 10! Проверьте: что вы чувствуете в районе гортани? Она напряглась. Есть ощущение, что там что-то даже перекрывается. Сбрасывайте до 3–4. Какие ощущения? Вы можете это натренировать легко, если будете оперировать этими понятиями. НО!
Сейчас вы можете сбросить вокально-мышечное напряжение на таких вот простых тренировочных маневрах. А как же успеть все это проделать в песне? Там есть мелодия, слова, которые нужно помнить, ноты и фонограмма, в которые нужно попадать, часто — очень маленькие проигрыши и паузы… там совсем мало времени на то, чтобы сообразить, вспомнить, сделать. Там иногда как следует вздохнуть не хватает времени! И тут мы подошли к следующему обязательному умению певца — скорости реакции.
Реакция тренируется так же упорно, такими же четкими маневрами. Скорость реакции — залог более качественного выполнения вокальных задач. Вспомните любой тренировочный эфир, где мы начинаем работу с тем или иным вокальным элементом в примарной зоне — всегда медленно. Потому что только так нам вначале хватает реакции на то, чтобы отслеживать правильность выполнения той или иной задачи и сообразить, что мы делаем. Если вы начинаете понимать, что выполнять стало слишком просто и скучно и хочется делать это быстрее, наступает следующий этап. Но только в том случае, если, выполняя маневры в более подвижном темпе и на менее удобных нотах, вам удается вовремя отследить и проконтролировать их правильность и точность. Тут можно поздравить себя с тем, что вместе с приобретаемыми новыми вокально-мышечными навыками вы хорошо натренировали и свою реакцию. Потому что именно от ее скорости зависит, насколько хорошо вы справляетесь.
Поговорим о балансе. Балансе мышечных усилий и расслабления. Вы должны вовремя сбрасывать напряжение и понимать, сколько вы его даете, чтобы эти чаши весов были уравновешены. Чем больше напряжения в источнике (в гортани), тем больше должно быть расслабления на более крупных мышцах. Мы должны достичь баланса этих состояний. Если у вас внутри гортани — зашкал, в шее — зашкал, в корпусе — зашкал… Какой вы после этого хотите результат? Голос будет максимально плохой. Но все можно натренировать так же, как и многое другое.
Чтобы достичь баланса, снова обратимся к маневрам на поддержку . Давайте попробуем провести эксперимент. Поскольку сегодня мы обсуждали «подключение» данную анкеровку к поддержке , попробуем его «подключить» к исполнению несложных маневров со словами. Понимание баланса в этом деле нам даст алгоритм, согласно которому мы будем «подключаться».
Предположим, нам нужно сделать мощный выход на слове «лети́». Обычно мы сразу мощно долбим в последнюю гласную, после чего почти все запираются и устают. Алгоритм выполнения нашего маневра следующий: мы подключаем анкеровку не сразу, а чуть с задержкой, как бы на «раз И»: лети-И. Таким образом, на сложный маневр мы заходим с расслабленного состояния, преобразуя его в мышечно активное. Для этого нам потребуются хорошее владение самим маневром, отменная реакция и понимание баланса: сколько нужно включить мышечной активности по вашей 10-балльной шкале для того, чтобы голос получился наиболее убедительным. Тренируйтесь и с другими гласными (живу-У, тако-Ой, котэ-Э, светла-А и т.п.).
Главное — помните: нужно следить вовремя за расслаблением, успевать его производить, понимать степень своей вокально-мышечной активности и научиться балансировать (стабилизировать) эти два главных действия певца во время исполнения. Помните: у вокалиста только две беды — мало усилий и много усилий. Остальное — ерунда. До кого дойдет смысл этой шутки, считайте, что постигли главную тайну производства голоса.
Посмотрите видео по данному уроку.
0 Комментариев