Как сделать голос мощным. Эффективное использование анкеровки торса в пении

от | Мар 17, 2024 | Начни петь с изучения своего голосового аппарата | Нет комментариев

Время на прочтение: 15 минут(ы)
0
(0)

Анкеровка торса в пении – это техника, которая помогает певцам управлять дыханием и поддерживать стабильность голоса.

В контексте EVT (Estill Voice Training), анкеровка включает в себя использование торса для создания оптимального давления воздуха, необходимого для качественного звучания голоса. Это может включать работу с диафрагмой и другими мышцами, участвующими в процессе дыхания.

Вот некоторые ключевые моменты, которые стоит учитывать при анкеровке торса в пении по методике EVT:

  • Работа с диафрагмой: Правильное использование диафрагмы помогает контролировать поток воздуха и поддерживать давление, необходимое для мощного и стабильного звучания.
  • Релаксация: Важно научиться расслаблять мышцы, которые не должны быть напряжены, чтобы избежать утомления голоса.
  • Поддержка: Использование данных мышц для поддержки голоса позволяет певцу дольше сохранять силу и ясность звучания.
  • Практика: Регулярные упражнения на анкеровку способствуют улучшению контроля над голосом и увеличению его гибкости и мощности.

Мышцы торса помогают сделать голос мощным.

Как сделать голос мощным. Эффективное использование анкеровки торса в пении

На картинках изображены мышцы торса, которые помогают сделать голос мощным.

Как работает поддержка звука?

Как сделать голос мощным. Эффективное использование анкеровки торса в пении

  • легкие и торс, которые отвечают за мощность нашего голоса;
  • шея и гортань — источник ;
  • голова, которая звенит и резонирует.
    Хотя резонаторные полости, хочу вам сказать, находятся и внутри гортани. И когда в прошлый раз мы «подключали» нос, мы почувствовали, что наш голос приобрел определенные качества: он стал более объемным. Когда «подключали» голову и шею, мы услышали и почувствовали, что голос обрел достаточно звонкие обертоны. Так вот, там, внутри гортани, тоже есть резонаторные пазухи. И когда вы «подключаете» нос или поддержку шеи и головы, вы их немного раскрываете и делаете более мышечно активными (жесткими), звук в них попадает, и получается дополнительная вибрация. Ничто ниоткуда не берется, все очень логично и объяснимо с точки зрения той же анатомии. Но скорее здесь биомеханика, потому что мы говорим о каком-то движении.
    Что касается торса… Мы хотим, чтобы голос был мощный, — и что мы делаем? Мы пытаемся его «родить». Чтобы усилить мощность и сделать голос громче, мы прибегаем к напряжению мышц среднего отдела нашего аппарата (гортани). И это досадная ошибка! Как раз там нам нужно поддерживать комфортный номер вокально-мышечных усилий, который где-то около 4 по вашей 10-балльной шкале! Мы работаем с нашими ощущениями в первую очередь. Иногда нам нужен голос гораздо более мощный, чем на 4! Вспомним, что у него еще есть энергетика: бэлтинг, микст, твенг… звуки такого порядка… Там прям — э-э-э-эх как громко и мощно! Как же 4? Что же с голосом будет? Давайте так: если вам нужен более мощный голос — вы должны подключить МОЩНОСТЬ. Если вам нужен звонкий, яркий звук — вам нужно «подключить» голову.
    Мощность, громкость и звонкость не имеют ничего общего с объемностью голоса, как бы странно и обидно это ни звучало.
    Вот, кстати, некоторые говорят: «Я не могу вытащить ученику звук „вперед“, у него он заваленный». Ну, тут понятно: если такой эффект, у него просто корень языка завалился в глотку и поэтому такой результат. Звук «вперед» делается на очень «короткой» гортани. Об этом не сегодня, но суть в том, что он, сделанный на очень высокой гортани при сужении ее верхнего входа. Вот тут голос сразу идет вперед и звенит. И никакими другими манипуляциями , никакой дикцией, никакой артикуляцией вы не достанете звонкий «близкий» звук, если у вас там такая длинная труба (низкая гортань).
    Итак, мощность…Голос может быть мощный, но плоский. Мощный, но узкий. А нам надо, чтобы он еще и объемно звучал. Смотрите, стройная система: мощность, источник, звон. Если вам нужно и мощность, и звон — мы «подключаем» два отдела (торс и голову) к источнику голоса, и работает три. Остается простой вопрос: а как?
    Вот смотрите: подключение торса… Очень часто говорят: опора в диафрагму. Потому что путаются в обнаружении «очага» усилия, его центра, если хотите. Долго бытовало мнение, что этот центр усилия находится в животе, и дули туда. На самом деле он находится в другом месте — в спине. И в прошлый раз я говорила, что на самом деле мы чувствуем определенным образом нашу брюшину, потому что мы не распадаемся на молекулы. И напряжение в какой-то одной части нашего тела неизбежно ведет к «ответу» близлежащих в другой части тела. Напрягите торс — и в любом случае, так или иначе почувствуете, что у вас есть живот. Это нормально. Ощущения знакомые, но постарайтесь мысленно перенести очаг усилия в район спины между лопатками. Сразу захотелось приосаниться, да? Если сможете, проведите несложный эксперимент: протяните некий удобный звук, попеременно «подключая» то очаг усилия в животе, то — в спине. Даже при самом неумелом выполнении этого маневра вы почувствуете разницу между опорой и поддержкой звука.
    Итак, наш торс включает мышцы груди и спины. И это не только легкие, это межреберные , косые мышцы спины и живота, лопаточная зона, верхняя и средняя части трапециевидной , широчайшая мышца спины, которой «играют» на публику мальчики-бодибилдеры… Когда мы делаем нужное усилие, наш позвоночник как бы вытягивается в длину. По сути, вся работа сосредоточена на спине. Попробуйте, как заправский бодибилдер, молча напрячь широчайшую мышцу спины, этакие «крылышки» под мышками — и если получится, сразу почувствуете, что ваша спина — вполне себе рабочая зона. А если со звуком — то еще и актуальная!
    Как я уже говорила, нам нужны какие-то триггеры для того, чтобы научиться ощущать себя, производить мощный голос, ведь их приходится «искать» зачастую в странных и неизведанных местах.
    Триггер от привычной всем нам вокально-педагогической аллегории отличается своей конкретной направленностью на точность выполнения действия и достижения ощутимого понятного результата этого действия. Если я скажу: «Представь себе, что поднимаешь что-то тяжелое», — это аллегория. А если скажу: «Вы стоите в душе голяком, нагнулись за мылом, и вдруг вам прямо между лопаток прилетает большая капля ледяной воды» — ваша реакция? Как среагирует ваш организм? Так вот именно эта точка работает там, где надо. Вот это — центр того усилия, который даст вашему голосу необходимую энергию для того, чтобы он летел, включился механизм. Это триггер. Но такой триггер действует не на всех, к сожалению. Поэтому вокальному преподавателю нужно таких иметь в своем арсенале несколько.
    Например: представьте, что у вас в подмышках по огромному апельсину. И вам одним точным движением нужно выдавить из них весь сок. Одно мощное резкое движение, при котором локти НЕ ПРИЖИМАЮТСЯ к бокам.
    Еще: представьте, что вы на вытянутых руках держите чугунную кочергу. Одним мощным движением вам нужно попытаться ее согнуть. Ну во всяком случае попытаться. Не подтягивать ее к себе, не отжиматься на ней — согнуть кочергу нужно в «бараний рог». Плечи ВСЕГДА идут вниз и назад!
    Некоторым помогает триггер с футбольным мячом. Представьте, что мяч летит прямо вам на грудь и вам нужно одним точным, едва заметным, но мощным движением его отбить. Футболисты так часто делают, это многие видели.
    Триггеров много, и мне важно, чтобы вы поняли, какие ощущения вы должны зафиксировать. Своим студентам, когда они затрудняются почувствовать это точное, но скрытое движение, я упираюсь своим кулаком между лопаток, и когда нужно «открыть» звук на второй фазе звука, я тихонько, но ощутимо тычу кулаком их в зону между лопатками. Здесь важно, чтобы при этом студент не делал движения «от меня», вперед. Он должен буквально остаться висеть на моем кулаке.
    Можете попробовать сделать это упражнение без голоса , просто сосредоточившись на мышечных ощущениях. Вспомним опять о вашей 10-балльной шкале. То есть 1 — это вы спокойны, «возьмите кочергу», «положите в подмышки апельсины» и т. д. Помните, что смена двух состояний: расслабленного и мышечно активного — должна происходить РЕЗКО. Итак, 1–10! 1–10! Какие мышцы работают? Что вы чувствуете? В каких местах вы ощущаете их подключение ?
    Есть еще один вариант упражнения, когда человек встает в позу буквы «Г» и на второй фазе звука резко выпрямляет зону лопаток так, чтобы туда можно было поставить, например, стакан. Я так делаю на своих тренировках со студентами, это весело. Если у кого-то из вас есть сомнения, правильно ли вы выполняете маневр, проделайте это упражнение. Потому что стоя мы иногда начинаем задирать плечи, дергать корпус и т. д.
    При знакомстве с очередным маневром необходимо до тех пор предлагать ученику триггеры, пока не попадете точно в цель. А контролем такого попадания будет являться точное выполнение учеником маневра, с которым вы работаете.
    Попробуйте сделать это с голосом. Итак, первая фаза расслабленная, вторая — мышечно активная. Первая фаза — 1 по вашей 10-балльной шкале, вторая фаза — 10. И смена этих двух фаз должна происходить внезапно. Как будто вы резко ударили ладонью по выключателю. Это не потягушки. И не крещендо. Это как бросок кобры.
    Обратите внимание, что во второй фазе звук не нужно «рожать». Ваш маневр уже его дал, и ваша вокальная задача — сохранить это вокальное ощущение, чтобы ваш голос — именно такой — пожил подольше. Я говорю своим ученикам: продлите жизнь своему звуку! Не давитесь им на второй фазе. Представьте эффект Матрицы: застыла птица в полете, кто-то чашку до рта не донес в кафе… Вот такая история… Дайте ему отзвучать! Замрите и оцените ощущения.
    Как же понять этот феномен? Мы вроде бы напрягаемся, верно? Но если мы, сделав активное движение, продолжим давить, мы все загубим. Это ошибка. Получается, что у нас в данном конкретном напряжении должна быть заключена и изрядная доля последующего расслабления. Своим студентам я говорю так: представь, что твой позвоночник — это швабра. А ты — тряпка на этой швабре. То есть позвоночник — это столб, очень ощутимо плотный, как стержень, а ты на нем как тряпка на этой швабре… Кстати, довольно удачный триггер.
    Меня часто спрашивают, почему у того, кто начинает делать этот маневр, вторая фаза его не такая мощная, как у меня. Ребятушки, я занимаюсь этим много лет и уверяю вас, что когда вы позанимаетесь этим какое-то время, у вас тоже вторая фаза будет гораздо более убедительной. Она также будет гораздо более интересной, если вы будете выполнять рекомендации. Во-первых, разница между первой и второй фазами по мышечному усилию должна быть существенной — это раз. Почему я говорю: 1–10, а не 1–2 или 1–3? Или даже не 1–5? Для ощутимого эффекта я сейчас вам предлагаю делать 1–10.
    И второй момент; если его упустить, тоже не достигнешь результата. Это резкая смена двух состояний. Мгновенная. Если точно выполнять алгоритм этого маневра, то все получится круто. И чем дальше, тем интереснее по голосу. Это происходит достаточно быстро, потому что вы обращаетесь к своим ощущениям . Никто, кроме вас, ваши собственные ощущения не сможет оценить!
    Возможно, кому-то не срезонирует триггер «тряпка на швабре», но у меня занимается много людей, и в целом всем понятно, возможно поможет и вам. Главное — помнить, чего не надо делать: не нужно продолжать давить. То есть вы его сделали и как бы просто остались в голосе второй активной фазы, «повисли на своем позвоночнике», хорошо понимая, что этот звук «держит» вас изнутри.
    И вот мы подбираемся к одному очень интересному феномену, с которого я сегодня начала разговор на тему: если мы не будем правильно понимать, как на самом деле работает этот механизм, мы можем «запереться» в один прекрасный момент. Смотрите, вообще есть несколько интересных состояний, когда мы, чтобы расслабиться, должны напрячься! Тот, кто давно смотрит мои эфиры, помнит, что я уже это проговаривала. И вот этот дуализм присутствует во многих вокальных процессах. Например, зажим гортани. Что это такое? Это несанкционированное мышечное напряжение, приводящее к сжатию ложных связок. Сколько в тот момент у вас там работенки? Однозначно много, поэтому и зажим приключился. Что нужно сделать, чтобы убрать это состояние? Нужно раскрыть ложные связки. Нужно раскрыть их в разные стороны, убрать зажим. Как же это сделать? Нужно совершить дополнительное локальное усилие, чтобы их раскрыть. Представляете — там и так все напряжено, а мы еще предпринимаем усилие! Но только тогда этот зажим уберется! Не расслабиться мы должны! Можно сколько угодно расслабляться — толку не будет.
    Ко мне ходила заниматься одна женщина, у которой была серьезная психологическая травма. И у нее никак не снимался этот зажим никакими расслаблениями, вином и свечами на уроке. Не снимается это просто так — это вопрос контроля вокально-мышечных усилий, нравится нам это или нет. Так вот какая петрушка получается: мы должны совершить его, чтобы снять ! Есть понимание? И для того, чтобы сделать поддержку голоса правильно, мы тоже должны совершить усилие — чтобы расслабиться. Но позвоночник, напомню, при этом должен быть очень «настойчивым», я бы так сказала. И вот здесь происходит очень интересная штука: расслабление само по себе не получится. Нельзя просто так взять и расслабиться во время производства голоса.
    В пении идет постоянная работа , особенно в районе гортани, потому что именно там происходят все главные процессы по рождению голоса. Там идет постоянная разноплановая движуха, мышцы работают, взаимодействуют, накапливают усталость и т. д. Ее нужно постоянно сбрасывать. Большие (руки-ноги) дольше держат нормальное рабочее состояние. Нам, чтобы устать, нужно пройти пару километров в гору, чтобы ноги отвалились. Но и привал у нас будет тогда часа три, пока эти большие руки и ноги , которые накопили эту усталость, ее отдадут. А голосовые связки очень маленькие. Они очень быстро накапливают напряжение, но так же быстро и отдают ее. Нам нужно просто успевать это дело сбрасывать.
    И мы подходим к очень интересному моменту: нужно ли, производя мощный голос растопыриться и напыжиться и удерживать это ощущение до конца песни? Нет, это не так работает. Подключение анкеровки или головы — это такие периодические включения там, где надо. Если держать это состояние постоянно — будет такой «запор», что дальше ехать некуда. И хочется подчеркнуть вот что: всякий раз, отрабатывая маневры, я говорю: первая фаза какая? — расслабленная! Вторая фаза какая? — мышечно активная. Сочетание этих двух параметров — расслабления и мышечной активности — дает нам очень хороший инструмент для работы со своим певческим голосом. Но! К сожалению, сбрасывать напряжение мы умеем еще меньше, чем включать мышечную активность в нужном месте…
    Напомню, мы по жизни очень напряженные люди. У нас у всех практически есть хондроз шейного, грудного отделов позвоночника, что делать — жизнь такая… В таком состоянии петь нельзя, невозможно. Нам нужно учиться расслабляться, т.е. сбрасывать излишнее мышечное напряжение. Вспомните: для того чтобы снять, например, зажим с гортани, нужно раскрыть ложные связки, а для этого нам необходимо совершить некоторое определенное усилие в нужном месте. Подобное же усилие нам необходимо предпринять, чтобы расслабиться, то есть сбросить напряжение с внешних больших мышц. И вот это странное на первый взгляд действие и является тем, что называют поддержкой .
    Когда разгневанные недоверчивые коллеги спрашивают меня: «Ну так как же это делается?! Можете объяснить в двух словах?!» Честно? — Стараюсь. Вот я вам сейчас объясняю, в чем заложен механизм поддержки хорошего комфортного мощного голоса, однако уверена, что у вас уже мозги кипят. Понимаете? Давайте-ка еще раз вникнем в это дело…
    Мы можем пройти намного больше, если периодически будем присаживаться передохнуть. То есть если мы понимаем, что нам предстоит пройти какой-то конкретный длинный путь, то мы должны понимать, что у нас тут — привал, тут — привал и тут — привал. Тогда мы проходим этот путь. А когда поем — это тоже некий путь, в котором задействована мышечная активность, — мы о «привалах» не думаем. Наши маленькие вокальные связки накапливают напряжение очень быстро. И фраза «Начал за здравие, закончил за упокой» как никакая другая характеризует пение многих исполнителей. Начал вроде ничего, но под конец — сдулся. Так теперь вы можете точно знать, почему так происходит. Накапливается мышечная усталость в аппарате, он ее не сбрасывает, она растет, и в конце концов мы получаем классический зажим. А все самые красивые ноты и кульминации, как правило, в конце песни! А человек, подходя туда, начинает кукарекать.
    Итак, существуют три очень важных момента, которые позволяют нам работать с поддержкой . Это расслабление, наша реакция и баланс. Вот три этих умения помогают нам полученные знания по поддержке голоса привести в соответствие.
    Расслабление — это некое принудительное действие, которое заставляет нас в первую очередь помнить о том, что мы периодически должны «сбрасывать до комфортного». Не просто «я сейчас расслаблюсь» — не расслабитесь! Это действие, которое можно и до́лжно научиться измерять. Действие, которое нельзя измерить, — не работает. Давайте прямо сейчас МОЛЧА совершим усилие в голосовом аппарате до 10, а потом сбросим до комфортного. Сбросить — это не упасть на пол, как сноп. А прийти в то состояние, которое активно комфортно. Помните, это где-то 3–4 по 10-балльной шкале. Итак, 10! Проверьте: что вы чувствуете в районе гортани? Она напряглась. Есть ощущение, что там что-то даже перекрывается. Сбрасывайте до 3–4. Какие ощущения? Вы можете это натренировать легко, если будете оперировать этими понятиями. НО!
    Сейчас вы можете сбросить вокально-мышечное напряжение на таких вот простых тренировочных маневрах. А как же успеть все это проделать в песне? Там есть мелодия, слова, которые нужно помнить, ноты и фонограмма, в которые нужно попадать, часто — очень маленькие проигрыши и паузы… там совсем мало времени на то, чтобы сообразить, вспомнить, сделать. Там иногда как следует вздохнуть не хватает времени! И тут мы подошли к следующему обязательному умению певца — скорости реакции.
    Реакция тренируется так же упорно, такими же четкими маневрами. Скорость реакции — залог более качественного выполнения вокальных задач. Вспомните любой тренировочный эфир, где мы начинаем работу с тем или иным вокальным элементом в примарной зоне — всегда медленно. Потому что только так нам вначале хватает реакции на то, чтобы отслеживать правильность выполнения той или иной задачи и сообразить, что мы делаем. Если вы начинаете понимать, что выполнять стало слишком просто и скучно и хочется делать это быстрее, наступает следующий этап. Но только в том случае, если, выполняя маневры в более подвижном темпе и на менее удобных нотах, вам удается вовремя отследить и проконтролировать их правильность и точность. Тут можно поздравить себя с тем, что вместе с приобретаемыми новыми вокально-мышечными навыками вы хорошо натренировали и свою реакцию. Потому что именно от ее скорости зависит, насколько хорошо вы справляетесь.
    Поговорим о балансе. Балансе мышечных усилий и расслабления. Вы должны вовремя сбрасывать напряжение и понимать, сколько вы его даете, чтобы эти чаши весов были уравновешены. Чем больше напряжения в источнике (в гортани), тем больше должно быть расслабления на более крупных мышцах. Мы должны достичь баланса этих состояний. Если у вас внутри гортани — зашкал, в шее — зашкал, в корпусе — зашкал… Какой вы после этого хотите результат? Голос будет максимально плохой. Но все можно натренировать так же, как и многое другое.
    Чтобы достичь баланса, снова обратимся к маневрам на поддержку . Давайте попробуем провести эксперимент. Поскольку сегодня мы обсуждали «подключение» данную анкеровку к поддержке , попробуем его «подключить» к исполнению несложных маневров со словами. Понимание баланса в этом деле нам даст алгоритм, согласно которому мы будем «подключаться».
    Предположим, нам нужно сделать мощный выход на слове «лети́». Обычно мы сразу мощно долбим в последнюю гласную, после чего почти все запираются и устают. Алгоритм выполнения нашего маневра следующий: мы подключаем анкеровку не сразу, а чуть с задержкой, как бы на «раз И»: лети-И. Таким образом, на сложный маневр мы заходим с расслабленного состояния, преобразуя его в мышечно активное. Для этого нам потребуются хорошее владение самим маневром, отменная реакция и понимание баланса: сколько нужно включить мышечной активности по вашей 10-балльной шкале для того, чтобы голос получился наиболее убедительным. Тренируйтесь и с другими гласными (живу-У, тако-Ой, котэ-Э, светла-А и т.п.).
    Главное — помните: нужно следить вовремя за расслаблением, успевать его производить, понимать степень своей вокально-мышечной активности и научиться балансировать (стабилизировать) эти два главных действия певца во время исполнения. Помните: у вокалиста только две беды — мало усилий и много усилий. Остальное — ерунда. До кого дойдет смысл этой шутки, считайте, что постигли главную тайну производства голоса.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Свежие записи

Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.

метки

Сколько вам лет?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Подпишитесь на нашу рассылку

Пока нет содержимого для показа.

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Не копируйте текст!